Особенности
обучения навыкам письма при
подготовке к ЕГЭ.
Письмо
личного характера.
Одним из
главных аспектов, проверяемых на едином государственном экзамене, является
сформированность навыков письменной речи в рамках изученных тем, а также коммуникативная
компетенция учащихся, включающая в себя речевую, языковую и
социо-культурную компетенции.
Раздел единого
государственного экзамена «Письмо»
состоит из двух заданий - написание личного письма и письменного
высказывания с элементами рассуждения.
Письмо считается
самым сложным видом речевой деятельности. Здесь важны композиция, орфография в
соответствии с тем, к какому стилю относится текст. Задействованы все три вида
памяти: слуховая, зрительная и моторная. Особую трудность письменной речи
представляет сложность организации речи (наличие сложноподчиненных предложений
и других структур). Так
как же подготовить учащихся к выполнению этих заданий?
Важной задачей является разработка стратегии и тактики подготовки
учащихся к ЕГЭ. Стратегия-это общий план, задачи на перспективу. Тактика
- способы и методы выполнения этого плана и задач.
В
последнее время многие учителя, используя
различную методическую литературу, ищут пути повышения
эффективности обучения учащихся письму. В
данной работе мы остановимся на особенностях обучению навыкам письма личного характера.
Общие
требования к написанию письма
При
выполнении данного задания учащиеся должны написать личное письмо с
употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, с
изложением новостей, рассказом об отдельных фактах и событиях своей жизни, с
выражением своих суждений и чувств, описанием планов на будущее и расспросе об
аналогичной информации партнера по письменному общению. Стимулом для высказывания в задании является
отрывок из письма друга по переписке, в котором сообщается о событиях в жизни
друга и задаются вопросы. Объем
высказывания 100-140 слов.
Требования к оцениванию заданий
раздела «Письмо» включает в себя следующие пункты:
§ соответствие
поставленной коммуникативной задаче;
§ полнота
раскрытия содержания;
§ выбор
правильного стиля речи;
§ соблюдение
норм вежливости;
§ соблюдение
заданного объема;
§ логичность
высказывания;
§ правильность
использования средств логической связи;
§ соответствие
оформления текста нормам, принятым в стране изучаемого языка;
§ языковое
оформление;
§ правильность
орфографического и пунктуационного оформления текста.
Стратегии
выполнения письменной части экзамена
1.
Внимательно прочитайте задание и
выделите главные вопросы, о которых нужно написать, определите формат
письменного задания (вид
письма и тип сочинения)
2.
Определите, кому адресовано письмо и
выберите соответствующий стиль письма.
3.
Составьте план письма и подберите необходимые слова и выражения.
4.
Пишите в соответствии с планом и помните
о делении текста на абзацы.
5.
Старайтесь использовать не только
простые предложения, но и сложноподчинённые, используя средства логической
связи.
6.
Старайтесь правильно употреблять
временные формы глагола, используйте разнообразные грамматические структуры.
7.
Внимательно проверьте работу, обращая внимание на следующие
моменты:
§ Соблюдается
ли формат и стиль высказывания;
§ Логично
ли текст делится на абзацы;
§ Правильно
ли использованы средства связи внутри предложений, между предложениями, между
абзацами;
§ Проверьте
правильность написания каждого слова.
Различные
пути в подготовке учащихся к написанию писем в
формате ЕГЭ
Для успешного
выполнения этого задания, можно наметить различные пути:
Первый путь - опора
на модель. Это письма с просьбой дать
какую-то информацию или совет, письмо – совет, письмо - приглашение или ответ
на приглашение и другие. Модели хорошо представлены в современных УМК (как
отечественных, так и зарубежных авторов) в разделах Writing Help.
Второй путь
- опора на клише. Клише разрабатываются самим учителем, опираясь на различные
пособия, собственный опыт или на опыт коллег.
Третий путь
- опора на предварительные упражнения, которые можно взять готовые из УМК или составить самостоятельно. Какой путь
лучше? Моё мнение - использование всех
путей.
Что
касается первого пути, в качестве примера можно посмотреть "New Opportunities” (Michael Harris and others), State Exam Maximiser (Е.Н.Соловова,
И.Е.Солокова), Practice
Tests
for
the
Russian
State
Exam
(Malcolm
Mann, Elena Klekovkina) и «Учебное пособие
для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: чтение и письмо» ( М. Манн, Е.
Клековкина) и другие пособия. Последние два источника, на мой взгляд, самые
удачные для подготовки к ЕГЭ и изобилуют различными моделями.
|