Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Наш опрос
Вы изучаете английский язык, чтобы
Всего ответов: 19
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка

 

«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ 

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

           В современных условиях реализации ФГОС на первый план выносится его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. В условиях традиционного обучения у большинства учащихся учебно-познавательные мотивы находятся на довольно низком уровне. Теоретическое освоение иностранного языка достаточно трудно, поэтому часто не интересно, что отражается на  учебной деятельности учащихся. Поэтому современному учителю необходимо использовать  на уроках  дополнительные средства, способствующие формированию  познавательного интереса к предмету

 

Не секрет, что иностранный язык является одним из самых популярных предметов изучения у школьников на сегодняшний день. Тем не менее, не смотря на всю его популярность, учителю постоянно приходится поддерживать познавательный интерес учащихся к предмету, вновь и вновь мотивируя их на учебную деятельность.

Всякая деятельность отвечает какой-либо потребности человека.   К числу ведущих потребностей личности в учебном процессе, согласно мнению Б.Т. Лихачева, относятся познавательный интерес и любознательность, перерастающие в глубокую потребность в знаниях, в практическом их применении; потребность в творческом освоении учебного материала.

Решая эту задачу, учитель должен сформировать новый тип общения с учениками, который способствовал бы познавательной активности, развитию трудолюбия, самостоятельности, интереса к окружающему миру. Как же сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали языковой материал? Проанализировав большое разнообразие приемов организации учебной деятельности, я пришла к выводу, что необходимо применять различные нетрадиционные методы уроков. Это опорные схемы, «мозговой штурм», постановка проблемных вопросов, и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, игры, в том числе и ролевые, а также стихи, загадки, песни, шарады, ребусы, кроссворды и тесты. 

В формировании познавательного интереса огромная роль отводится игре. Игра – это весело, это интересно. Но веселье не самоцель. Игра обладает огромной педагогической ценностью. Игра - это активный   способ решить многие педагогические задачи.  Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.  Игры имеют две цели: одна из них обучающая, которую преследует учитель, а другая игровая, ради которой действует ученик. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

 Игра может быть использована на различных этапах урока. Игру можно использовать, чтобы закрепить только что пройденный материал. Спустя дни, недели и даже месяцы после того, как был пройден материал, игра – это приятный способ повторить пройденное.

Игра – прекрасный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке.

Игра – это уникальная возможность поблагодарить детей за сотрудничество, своего рода награда, которой они достойны после выполнения той или иной работы.

Игра – это идеальная возможность отдохнуть, расслабиться после трудного устного упражнения или любого другого утомительного занятия.

Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Застенчивый ученик почувствует себя увереннее и будет участвовать в игре намного активнее, если не будет бояться выглядеть смешным или в аутсайдерах.

Независимо от темперамента учителя или учеников, на уроках всегда есть моменты, когда внимание детей рассеивается. Быстрая, спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие.

Игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу, как бы между прочим, не давая им глубоко закрепиться в памяти.

Учащиеся обычно лучше запоминают то, что им было приятно делать. Поэтому игры позволяют запоминать глубоко и надолго.

Игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию к обучению.

Применяя игры на уроках, нужно помнить о  некоторых моментах:

ü  выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован;

ü  в игре должно быть задействовано возможно большее количество учащихся;

ü  игра должна соответствовать языковым возможностям учащихся;

ü  объяснение правил должно быть простым;

ü  языковые игры должны проводиться на иностранном языке;

ü  нельзя забывать о том, что игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки;

ü  игры должны базироваться на уже изученном материале.

Существуют различные виды игр. Это игры, в основе которых лежит наблюдение; игры на конструирование, на изобретение новых структур; игры творческие. Различают игры и по языковому материалу: лексические, грамматические, буквенные и пр.

Разгадывание кроссвордов является одним из самых любимых занятий у многих людей. Они являются не только средством развлечения, но и развития. Кроссворды способствуют поиску человеком самостоятельных ответов на многие вопросы, а через догадки происходит познание мира. Разгадывание кроссвордов на иностранном языке способствует повышению самооценки, а также, они считаются отличным средством для тренировки умственных способностей. Кроме того, отрабатывается правописание и тренируется зрительная память. При разгадывании кроссвордов иногда приходится обращаться к справочной литературе, что расширяет кругозор и углубляет знания.

Таким образом, использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.

Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение.

Для активизации познавательной деятельности, повышения интереса к изучению иностранного языка большое значение имеют посещение выставок, театров, собственные театральные постановки, музыкальные и литературные гостиные, виртуальные экскурсии. Подготовка и воплощение в жизнь таких проектов способствуют устойчивому формированию и повышению познавательного интереса учащихся.

 Подводя итог всему сказанному, нужно отметить, что уроки иностранного языка предоставляют учителю больше возможности для поднятия интереса, создания мотива для дальнейшего его изучения. При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании иностранного языка является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

 

 ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1.     Дж.Стайнберг,110 игр на уроках английского языка, Москва, Астрель,2004

Категория: Мои статьи | Добавил: istarkova (25.09.2012)
Просмотров: 6063 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 Анна Сергеевна  
1
Спасибо. Очень актуальная статья.

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz